Новости
«Мы календарь перевернём, и снова третье марта» (биографический календарь жизни и творчества А.Н. Макарова: "Поэзия в жизни А.Н. Макарова")
Второй этап литературно-просветительского проекта «Разговор по поводу…»
Эту заметку мы представляем ко Дню поэзии, который отмечается 21 марта. В ней мы рассказываем о поэзии в жизни А.Н. Макарова.
Стихи занимали важное место в жизни Александра Николаевича Макарова и, наверное, именно они предопределили судьбу будущего литературного критика. Из воспоминаний Н.Ф. Макаровой (жены писателя): «В юности избач Саша Макаров читал стихи своим деревенским друзьям, чтобы передать им красоту мира, поэзией возвышая души… На огороде бабушкиного домика собиралась молодёжь слушать, как Саша Макаров читает Есенина, Маяковского, Инбер, Прокофьева… расходились часто на заре».
Крестьянский паренек из-под Калязина в 1934 г. занял первое место на I Московской олимпиаде колхозной самодеятельности, прочитав своё стихотворение
Осень
Резвый ветер бежит по полям,
Шевеля недожатую рожь.
В синий август по вечерам
С неба падает звёздный дождь...,
был премирован путевкой РК партии на учебу в Москву, в Вечерний рабочий литературный университет (ВРЛУ), ныне Литературный институт имени А.М. Горького.
Из биографии А.Н. Макарова: «В июне 1934 года был выбран делегатом от РК ВЛКСМ на I Всесоюзный съезд советских писателей. Осенью 1934 года РК ВЛКСМ настоял на моем отъезде на учёбу в институт…»
«Помню А. Н. Макарова по I Съезду советских писателей: Макаров ещё не был писателем, хотя, вероятно, писал стихи; он был избачом, он переживал юность молодого поколения советского крестьянства, был одним из передовых юношей сельской молодёжи. Смуглый, коренастый мальчик стоял на эстраде с большим снопом не очень высокой ржи, привезённым откуда-то из Калязина вместе с приветствием съезду…», - вспоминал Виктор Борисович Шкловский - русский советский писатель, литературовед. (Статья «Разговор по поводу» 7, 1960)
Со снопом спелой ржи стоял Саша на сцене у президиума съезда, видя тех, чьи книги учили его думать и чувствовать.
«Но он прежде не думал о том, чтобы стать профессиональным поэтом, и уже после первого года учебы убедился в отсутствии у него поэтического дара», - вспоминает Аннета Александровна Кутейникова, дочь писателя.
Александр Николаевич писал стихи, как пишут все в ранней юности. Константин Симонов вспоминал: «Макаров приехал в Москву из деревни и, в то время не думал ещё стать критиком, писал и читал нам вслух свои щемяще грустные деревенские стихи, столь явно напоминавшие Есенина. Несмотря на свою молодость, Макаров оказался самым образованным из нас, самым широко и серьёзно начитанным. Думаю, именно это и позволило Макарову так быстро и строго, отказавшись от судьбы поэта, избрать путь ценителя литературы; тот путь, на котором развился его действительный и несомненный талант – талант критика».
А.Н. Макаров поэтом не стал, и писание стихов было для него только школой, где он понял, «как делать стихи», научился разбирать их и судить. Он принял решение перевестись на отделение критики.
Из выпускников своего курса он был одним из пяти, кто окончил Литинститут им. Горького с отличием. Еще студентом 4-го курса Макаров был назначен зам. главного редактора журнала «Детская литература», но вскоре был призван на срочную службу в армию. Отказавшись от прохождения службы в окружной армейской газете, он ушел в армию рядовым-пехотинцем. В дневниковой записи от 18 сентября 1938 года он объяснил свое решение тем, что «нет желания на свете острей, чем пощупать своими руками каждый кусок жизни».
С собой он взял подаренную ему К. Симоновым поэму «Ледовое побоище», только что набранную на ротапринте отдельной книжечкой, с шутливой надписью: «Саше, старому однокашнику с тем, чтобы сия книга подбодрила его на военном поприще. Костя. 1938 год».
Из воспоминаний Н. Ф. Макаровой: «Стихи были для Макарова сильным и многодейственным оружием: он знал их столько, и такие разные голоса поэтов разных народов, направлений и настроений так щедро и безотказно подавала их ему память. Во время службы в армии он вводил поэзию в самые трудные часы».
Из воспоминаний учителя Александра Ларионова, который служил на действительной службе в Красной Армии в одном подразделении с Александром Макаровым: «…Учебный бой… «Противник» высадился в Балаклаве. Подразделение за подразделением растягивается гарнизон длинной колонной… дождь… то льёт ливмя, то начинается снег, слепит глаза, грязь, ветер пронизывает и валит с ног. Впереди ещё больше двадцати километров пути.
Кто-то просит Сашу Макарова, идущего в строю: почитай из Пушкина… «Богат и славен Кочубей» начинает Саша…чуть охрипшим голосом. Потом просят Есенина, потом Багрицкого, Блока, Тютчева, Шиллера, Пастернака. Каждый - своих любимых. А для него – все любимые. Он читал с наслаждением, голос его становился всё яснее, всё звучнее. И мы, захваченные им, уже не считали километров… А он читал без устали, словно не нам делал одолжение, а мы ему, что любили, слушали, что нам становилось легче. Идущие рядом безмолвно снимали с его плеч то скатку, то коробку с патронами (всё же на восемь килограммов меньше из двух пудов). Мы одного боялись: устанет, свалится, но он читал и на обратном пути до самых ворот казармы. И через годы навсегда помню я эти походы, и тяжесть их и радость приобщения к поэзии, и чудесного нашего друга Сашу Макарова».
Жена Макарова, Наталья Фёдоровна – журналист, научный сотрудник Музея имени А.М. Горького, оставив любимую работу, следовала за мужем всюду, куда бы ни забросила его служба. Стала лектором окружного дома Красной Армии, выступала в частях Одесского военного округа и на кораблях Черноморского флота. Участвовала в освободительном походе в Бессарабию в июне 1940 года. В годы Великой Отечественной войны Н.Ф. Макарова - лектор ЦК ВЛКСМ - читала лекции о советской литературе в частях действующей армии, на предприятиях, в колхозах и совхозах.
С лета 1939 г. А.Н. Макаров был назначен секретарем дивизионной газеты «Защитник Родины», а во время освободительного похода Красной армии в Бессарабию возглавил газету «Новая жизнь» Тираспольского укрепрайона. Макаров все военные годы был ответственным секретарем журнала «Краснофлотец». Здесь печатались его рассказы и очерки. За работу в журнале был награждён орденом «Красная звезда» и медалями.
А. Н. Макарова не оставляла мысль написать книгу о своих сверстниках, о юношах и девушках, ушедших в 1941 году на фронт со школьной скамьи, из институтских аудиторий. Обострённое чувство долга побуждало их быть там, где они востребованы своей страной. В 1943 году Макаров, в соавторстве с женой, начинает работать над повестью «Касаясь сердца».
Создатели повести рассказали о своих современниках – людях большого сердца, способных на самопожертвование, на возвышенную и преданную любовь. В её основу легла исповедь Нины Морозовой о своей светлой и трагической любви в партизанском отряде. Первая черновая редакция повести была закончена в 1944 году. На этом работа прервалась. В автобиографии 1948 года Макаров писал: «Вернуться к занятиям художественной литературой мне мешает моя загруженность. Времени едва остается на писание критических статей».
Впервые повесть «Касаясь сердца» была напечатана лишь в 2010 году в сборнике архивных материалов ИМЛИ «ХХ век. Писатель и война».
О своих сверстниках Макаров позднее с горечью сказал: «Для нашего поколения все оборвала война. Мы не достроили тогда не только строек, которые намечали построить, не только не освоили окраин так, как могли их освоить, мы не достроили и себя такими, какими видели человека завтрашнего дня».
2025 г.
С.В. Горячева, ведущий библиограф
Калязинской библиотеки им. А. Н. Макарова